КТО ДЕЛАЕТ?




 
Сегодня в понятие SAND ART входят: мультфильмы (анимационное кино), в которых используются различные сыпучие материалы, и живые выступления мастеров перед публикой…
Эти пути идут рядом, в них много общего. Только в анимации цель – конкретный фильм, созданный творческой группой, а в живом выступлении – процесс самой работы…
Аниматоров, использующих для своих работ песок, гораздо больше, чем мастеров живого выступления…
(«гораздо больше» – это, конечно, звучит, если их всего 15-20).

«Почему нас так мало?» - мой первый вопрос после того, как песок заговорил со мной. Это стало ясно потом, но было уже поздно…
Умение рисовать не гарантирует выступающему перед аудиторией необходимой скорости и силы духа,
Крепкие нервы и артистизм – не добавляют режиссёрского дара,
А способность выстроить интересный сюжет ничего вам не даст, без настоящих отношений с этим странным (и реально живым) материалом…

Встречайте!
Вот они - бойцы международного песочного фронта:

Ференц Чако –

Венгерский художник, режиссер анимационных фильмов.
Здесь всем «Смирно!» и причины тому есть. Это лидер и корифей. 30 лет создаёт мультфильмы (в том числе и песочные). Номинант на Оскар, призер Каннского кинофестиваля, фестиваля в Сан-Франциско и многих других. И если использование песка в анимации – не его изобретение, то в живых выступлениях перед публикой он основоположник.
      
Теперь выступает на телевидении, на различных кино и анимационных фестивалях (где часто сам - в жюри), на эвент-мероприятиях…
Несколько раз порадовал он и нас: был в Москве, в Ростове-на-Дону. День рождения торгового центра поддержал,
открытие крупного дилерского автоцентра украсил… Вообщем, работает человек, и известность по делу заслужил.

Самой известной композицией Чако является «Эволюция» (в большинстве своих выступлений он показывает именно её),
но некоторые его работы в анимации на меня производят впечатление посильнее…

Илана Яхав

– Израильская художница. Наверное самый деятельный представитель Sand Art в области коммерческого применения этого искусства…
Работает по всему миру, делает рекламные ролики, музыкальные клипы, выступает на презентациях, корпоративах (бывала и в России).
Открыла на родине свою студию.
На мой взгляд, её работы отличает не столько высокий уровень творчества, сколько хорошая постановка рук: движения чёткие,
уверенные, красивые…
При такой активности и производительности, это вoбщем не удивительно... Время от времени Илана создаёт по-настоящему талантливые работы. Например, её клип на песню грузинского певца Дато «Махинджи Вар» в 2005 году стал лауреатом Московского Международного фестиваля Рекламы, представлялся на «Каннских львах» и других фестивалях. Кстати, именно благодаря этому клипу состоялось и моё первое знакомство с техникой песочной анимации…
Спасибо, Илана!

Евгений Свердлов

Наша экскурсия в Израиль продолжается!
И хотя Евгений родился, вырос, получил образование в Ленинграде, состоялся он именно в Израиле,
куда перебрался в начале 90-х. Успех снискал в оформлении разнообразных шоу.
Вобщем, Свердлов гораздо больше классический художник, чем «песочник». Пишет картины, выставляется, иллюстрирует книги…
Свой вклад в «великое песочное дело» он внёс серией анимационных клипов из цветного песка к песням на стихи Бялика (теперь DVD продаётся вместе с книгой)…
Что касается живых выступлений - они есть.
Он выступает на различных шоу и презентациях (во многом потому, что сам их и оформляет…). Работает быстро, уверенно, что для выступления перед аудиторией безусловный плюс. При этом создаётся впечатление, что качеством изображения он вообще не парится, видимо пользуясь древним правом художника: «Я так вижу»… и это действительно его право.

Есть ещё американец

Джо Кастильо.

У него ниша особенная, её хватит и ему и его внукам, рисуй они песком. Это Церковь (Удивлены?). Джо – пастор. И курсируя по приходам, сотворяет из песка во славу Божью соответствующие сюжеты и изображения… И это у него получается очень и очень неплохо!
Правда возникает подозрение, что только ЭТО….
Его опыты по реализации иных тем отличаются по уровню исполнения и это, вобщем, странно…
Но человек безусловно талантливый и явно на своём месте.


Француза Дэвида Мириама я решил упомянуть исключительно из-за его активности: анимация, живые выступления, акции, мастер классы…
Не смотря на мрачность и деструктивность его анимационных работ, творчество и художественность в них присутствуют.
А вот живые выступления явно этим не обладают: рисует скучно, долго, несмело,
а использование разнообразных инструментов:
кисточек, палочек, лопаточек усугубляет впечатление...
Верю, что его работоспособность рано или поздно превратит количество в качество…

Кстати об АНИМАЦИИ!

С песочной анимацией за рубежом всё в порядке, это настоящее творчество талантливых иностранных людей…
Стоит просто посмотреть.

Кэролайн Лиф.
Кэролайн создавала песочные мультики ещё в 70-ых!
Мариша Делврессин. Про песок!
Вероника Бромова, Мария Фолдесова
Марк Фаелл
Лучиано Вессио
Сигрид Аструп
Бен Зелкович
DOBphoto Не песок, а СОЛЬ! И всё по делу.
Сезар Диас Неплохой аниматор,
но тот самый случай, когда не понятно: «почему песок?»
Ким, ХаДжун Корейские супер-аниматоры !!! На Корею, кстати, следует обратить особое внимание. Там ребята очень талантливые и работают серьёзно. Кроме того, в Корее регулярно проводится фестиваль "Песочная анимация"

Это собственно и вся мировая песочная агитбригада…

Есть, конечно, последователи…
Периодически по всему миру, в результате знакомства с этим искусством, возникают и исчезают люди, рисующие песком. Это студенты (чаще студентки) художественных вузов в поиске заработка или новых творческих ощущений, это опытные художники в стремлении выразиться в оригинальной технике, и многие другие. Как правило, уровень мастерства и степень художественности в таких работах позволяют мне с чистой совестью не рассказывать о них индивидуально.
Но каждому из них я говорю искреннее спасибо за их участие в «пути песка» к людям.



    Бывают, конечно, последователи по истине «выдающиеся»!:

А ЧТО У НАС ? Спросите Вы меня…

В России SAND ART, в виде живых выступлений, появился совсем недавно.

Эпизодические попытки отмечались с 2006 года. Про уровень художественности работ и те самые, любимые мной, отношения с материалом говорить пока не приходится (не о чем)…
В том же 2006, в Новосибирске, в рамках ежегодного пляжного фестиваля была попытка провести конкурс «живой» песочной анимации, и что-то даже получилось… А зимой этого же года в ряде развлекательных центрах Москвы прошла акция от Relax FM, где несколько девушек-студенток сделали свои первые шаги в публичных «песочных выступлениях»…

При этом, в классической отечественной анимации давно существует тема песка, как материала для работы. И я вам скажу, наши на голову круче прочих! Под «нашими» я имею в виду русских, украинских, белорусских и иных мастеров, потому что школа анимации и традиции, как ни крути, Советские…
А для искусства это вообще неважно.


Итак, из «живых выступлений»... Основные, разумеется, в Москве:

«САНД ПРОЕКТ»

«САНД ШОУ»

«ТЕАТР ПЕСКА СЕРГЕЯ НАЗАРОВА»

«ПОЛЯРИС»

и ещё одно-два скромных предложения…
Есть прецеденты в Самаре, Татарстане, Питере… Харьков подтягивается…

Что радует?: Само наличие этих людей, групп, объединений в России…
Они фактом своего существования популяризируют эту тему как явление. От души спасибо каждому.
Что не радует?: Базовый принцип для большинства из них : «Всё что хотите за Ваши деньги»… Ничего не имею против денег, и уж тем более против тех, кто платит…Сам зарабатываю именно этим. Но делать работу (ведь её же увидят сотни людей!) только, что бы оправдать гонорар – это путь в тупик.


САНД ПРОЕКТ, САНД ШОУ и ПОЛЯРИС довольно похожие проекты, базовый состав участников: девушки-студентки под руководством опытных девушек-менеджеров. Фундаментально коммерческие проекты, с возможностью ротации исполнителей. Имён и мастеров не воспитывают, на «вечное» не замахиваются, ориентируясь на конкретные заказы. Понятная, логичная позиция… Из исполнителей выделяется Валерия Хмара, она и взрослее и в анимации не дилетант, в работах это видно.

    ТЕАТР ПЕСКА СЕРГЕЯ НАЗАРОВА
Здесь всё не просто. Но раз уж взялся…Название громкое и возникают ожидания… Узнав о появлении этого проекта, «Ну наконец-то!» - мне не терпелось увидеть первые работы. Песок давно просился в театр и знакомый режиссер уже предлагал мне поставить что-то совместное… И вот нашёлся тот, кто «Ну наконец-то!»…
От комментариев воздержусь, но после знакомства с творчеством Сергея выяснилось, что я плохо разбираюсь в современном театре…
Тем не менее – это единственный, на сегодня, театр песка в России. Имеет полное право на успех, на своего зрителя и на уважение.


Растроило другое… Некоторые из представленных Сергеем тем, находок и образов я видел у других исполнителей.

Тема «передирания» друг у друга элементов, да и целых композиций в Sand Art, вообще актуальна… Этим грешат не только начинающие, но и некоторые уважаемые, известные мастера. Жанр, как таковой, и не развился толком, а уже кризис идей бушует… Выходит: стол сделать, пальцами по песку рисовать – дело не хитрое… А тему создать, сюжет, трансформации - талант и работа серьёзная требуется…
Вот и приходится…

Стоит сказать и о КСЕНИИ СИМОНОВОЙ из Евпатории.

Не смотря на победу в популярном Украинском телешоу (что для настоящего искусства - порой сомнительный успех), Ксюша пробует с самого начала понять «что такое песок», установить с ним взаимоотношения и творить совместно с этим материалом, это видно. Разумеется, есть работы удачные и не очень, но направление движения, лично мне, кажется верным.

Все остальное – время… Оно и покажет.

Ирина Быкова-Голдовская

Не знаю, зачем здесь… Творческая деятельность Ирины находится не совсем в формате нашей темы. Но не сказать пару слов о соотечественнике, творящем песком с такой выставочной и членской активностью, я не мог. Ирина делает из песка картины. На оргалите, песком разных оттенков с помощью специального клея. Как сказано: Работы крепкие, надёжные, вечные.
При этом (это действительно круто!) она член пяти крайне уважаемых художественных союзов и объединений и за последние 8 лет участник более чем 70 (!) выставок. Снимаю шляпу.


И на десерт

АНИМАЦИЯ.

НАША АНИМАЦИЯ !

А она, как вы помните, Лучшая в мире!!!
В России, Украине, Белоруссии специально нигде не учат технике сыпучей анимации. Но посмотрите работы! – Это работы настоящих Художников (будь она дипломная или очередной опыт мастера).

И меня совсем не удивляет, что песок в руках отечественных мастеров анимации дышит по-особенному, живёт и творит вместе с художником…
Песку хорошо в этих руках.
Вот и весь секрет…


Елена Петкевич в 1985 работает аниматором у Владимира Петкевича на фильме «Сказочка про козявочку» (настоящем мировом шедевре песочного искусства!), в следующем году делает собственную песочную картину «Лафертовская Маковница» (главный приз во Франции!). В 1997 – «Сказки леса» (Опять успех, опять премии!)… Из последних – «Сказки старого пианино» 2006г., где тоже без песка не обошлось. А что вы хотите? Школа! Мастерская Хитрука и Норштейна!
http://multiki.arjlover.net/multiki/
Кстати, известный нам Ференц Чако Норштейна очень уважает…
Владимир Петкевич, упомянутый нами, создав «Сказочку про козявочку», мог бы, наверное, вообще больше ничего не делать…
http://www.youtube.com/watch?v=oDq45FSnFxw&feature=related
Наталья Антипова ещё студенткой ВГИКа совместно с Вероникой Фёдоровой в 2003 году снимает фильм «Люляки», материалом для которого стали (кулинары оценят) специи. А диплом защищает работой «Вспыльчивый человек» в той же технике.
http://www.corbina.tv/kinoconnect/animation/
http://www.animator.ru/db/?p=show_film&fid=6574
Степанова Мария Автор ряда мультфильмов, рекламных роликов, телевизионных заставок… (Материал, в основном, - молотый кофе) Уважаемый человек! Преподавала анимацию в «Real Time» и родном ВГИКе… Из работ стоит выделить «TRACERY» 2000 года и «ВАСАНА» 2006…
http://ru.youtube.com/watch?v=L5sB0xsk0yM
И конечно Евгений Яковлевич Сивоконь – мэтр, нынешний руководитель Укранимафильма. Практически вся нынешняя украинская анимация создана его учениками. Новый фильм «Засыпает снег дороги» - очень трогательная картина, и выбор материала здесь – тот самый случай настоящих отношений и соавторства песка и художника. (Кстати - приз «лучшая анимация» на самом престижном в мире фестивале короткого метра в Клермон-Ферране и куча других призов и премий!).
ссылки нет, сорри


И вот, что мне видится ГЛАВНЫМ, будь то анимация или живое выступление:

Сегодня в руках художника невероятное множество материалов.

SAND ART – это искусство песка. И на вопрос: «Почему именно песок?» хороший художник отвечает не словами, а своими работами.

Песок для него - не экзотика или модная тенденция.
У песка уникальные свойства, и мастер помогает песку проявить его природу, а песок, отвечая взаимностью, помогает выразить идеи и чувства художника…


Иначе нет смысла. Обратите на это внимание!
  
    

СТУДИЯ  АРТУРА  КИРИЛЛОВА    +7 (499) 713 91 92    contact@sandpictures.ru